Методики развития ребенка до шести лет

Первостепенное значение в развитие ребенка играет его ближайшее окружение. Именно в семьи формируется восприятие, речь, психология малыша. Внутрисемейная обстановка отражается на его поведение и на эмоциональном развитии.

Содержание

  1. Методика Домана
  2. Обучение чтению и счёту по методу Зайцева
  3. Система Монтессори
  4. Вальдорфская методика
  5. Игры по системе Никитиных
  6. Педагогика Сесиль Лупан

В возрасте до 3 лет ребенок начинает ходить, исследовать мир, учится разговаривать. Он очень активен, всюду лезет, общительный и задает много вопросов. Быстрая и правильная помощь родных станет фундаментом его физического и психического здоровья.

С 3 лет малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, формируется его социальное поведение. Он учится взаимодействовать с окружающими его людьми, принимать решения. Развивается воображение, наглядно-образное мышление, творческие способности.

В этот период помощь родителям могут оказать специально разработанные методики. Это развивающие программы, которые призваны правильно сформировать интеллектуальное и психическое развитие малыша. Существуют давно зарекомендовавшие себя старые, а также дающие хорошие результаты новые схемы обучения.

Наиболее действенные и популярные программы:

  • система Домана;
  • обучение по Зайцеву;
  • методика Монтессори;
  • Вальдорфская педагогика;
  • игры по методу Никитиных;
  • педагогика Сесиль Лупан.

Методика Домана

Глен Доман утверждал следующее: умственное развитие ребенка тесно связано с физическим. Он разработал программу физических и интеллектуальных упражнений, с помощью них ребенок обучается арифметике, чтению и получает дополнительные знания об окружающем мире.

Суть схемы заключается в том, что несколько секунд ребенку демонстрируются карточка, на ней изображено слово с соответствующим рисунком, которое произносится вслух. По теории Домана малыш видит, слышит написанное слово и механически запоминает. Для обучения счету на карточках показано нужное количество точек.

Ведутся споры об эффективности этого метода, к тому же нужно большое количество карточек.

Обучение чтению и счету по методу Зайцева

Николай Зайцев применил кубики, на которых изобразил склады из букв для обучения чтению. Для арифметики он разработал специальные таблицы, изображенные на четырехцветной ленте. Чтобы дети быстрее усваивали, кубики имеют разный цвет, размер, по-разному звучат при ударе. Во время игры они одновременно обучаются, складывая кубики и составляя слова.

По данной методике дети обучаются в короткие сроки.

Система Монтессори

По системе Монтессори учителем для ребенка является он сам. Ему дается возможность самостоятельно выбирать, чем заняться, взрослые могут скорректировать его работу и наблюдать за результатами. В процессе деятельности ребенок должен сам увидеть свои ошибки и исправить их с помощью или без со стороны учителя. При этом заниматься порицанием нельзя, ребенок – личность со своим жизненным пространством. Взрослые выступают в роли помощников и не мешают саморазвитию ребенка.

Вальдорфская методика

По Вальдорфской системе детей не нужно нагружать никакими программами до семилетнего возраста. Они должны развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Развитие происходит в игре, общении, взаимодействие с окружающими. По мнению Рудольфа Штайнера – основателя данной методики, гораздо важнее духовное развитие ребенка, его творческого потенциала.

Игры по системе Никитиных

Супруги Никитины разработали множество уникальных развивающих игр. Принимая участие в них, малыш не занимается монотонной деятельностью и заучиванием. У него развиваются творческие способности, смекалка, интуиция, возможность принятия самостоятельных решений.

В воспитании Никитины рекомендовали не прибегать к крайностям. То есть не нужно принуждать ребенка без конца заниматься, но и предоставлять его самому себе не стоит.

Педагогика Сесиль Лупан

За основу Сесиль Лупан взяла методику Домана, но привнесла в нее свои изменения. Сесиль предложила не навязывать детям расписание, любое обучение преподносить в форме игры, заинтересовать малыша уроком, развивать творческие способности, учить терпению. На первом месте должны стоять чувства малыша.

Главную роль в воспитании, по мнению Лупан, играют родители, так как заинтересованы в своем чаде больше всех.