Логикой называют как науку, изучающую законы и формы человеческого мышления, так и непосредственно способность осуществлять умственную деятельность – анализировать, сравнивать, обобщать, делать обоснованные выводы. Это необходимый для каждого человека навык, который следует формировать с раннего детства.
Однако важно учитывать возрастную психологию, понимать, что сначала формируется простейшее наглядно-действенное мышление – малыши манипулируют различными предметами, устанавливая между ними определенные связи, затем, на следующем этапе, развивается наглядно-образное – способность мыслить при помощи образов, и лишь к старшему дошкольному возрасту появляются начальные элементы словесно-логического – полностью оно складывается лишь к 11-12 годам.
Однако заниматься логикой с детьми можно и нужно начинать раньше, формируя базовые предпосылки для дальнейшего полноценного развития этого вида мышления.
Зачем развивать у малышей умение логически мыслить
Быть талантливым, умным, одаренным и уметь логически мыслить не одно и то же. Если способности присущи человеку от природы, то логическое мышление – это навык, который необходимо формировать и интенсивно тренировать. На каждом из этапов развития создается некий базис, который станет надежной основой для последующего обучения.
Регулярные упражнения на логику для детей 6 лет – превосходная тренировка перед школой. Умение совершать мыслительные операции – необходимый фундамент для освоения учебной программы. Поэтому важно, не упуская времени и учитывая индивидуальные способности малыша, понемногу упражнять его в технике умственной работы, обучать делать правильные выводы на основе подробного анализа ситуации.
Простейшие игры на логику для детей могут предлагаться родителями даже в повседневной жизни. Например, на прогулке в парке хорошо попросить посчитать скамейки с разных сторон аллеи и сравнить, где их было больше. А на следующий день после дождя можно поинтересоваться, как малыш может охарактеризовать произошедшую последовательность событий: подул сильный ветер, полетели листья, на небе появилась темная туча, полил дождик.
Важно! Ошибочно думать, что формировать умение думать логически можно только через задания, связанные с точными науками. Разные формы мышления не могут существовать изолированно друг от друга.
Кроме того, всегда высоко ценится нестандартный взгляд на вещи (впоследствии он пригодится в любой профессии), поэтому наравне с задачами, требующими четких умозаключений, необходимо предлагать дошкольникам и школьникам занятия и упражнения, развивающие воображение и раскрывающие творческий потенциал.
Основные мыслительные операции
Разнообразные загадки на логику для детей призваны сформировать навык осуществления умственных операций. Обычно выделяют несколько основных.
- Анализ – прием, предполагающий расчленение целого на части. С его помощью выявляют признаки предметов и объектов, свойства явлений, отдельные этапы событий. Понятным каждому школьнику примером анализа может служить разбор слова по составу или выделение главных и второстепенных членов предложения.
- Синтез же наоборот подразумевает сложение целого из отдельных, разрозненных частей. И хотя это действие противоположно анализу, в реальности они часто сосуществуют вместе. Постепенно обучаясь читать, ребенок выделяет в словах слоги и звуки (анализирует), объединяя их затем снова в слова и складывая эти слова в предложения (синтезирует).
- Сравнение – операция, позволяющая устанавливать сходства и различия предметов или явлений.
- Обобщение – формирование более широкого понятия на основе частных утверждений, объединение предметов на основании общих признаков (малина, голубика, вишня – ягоды).
- Классификация – прием, позволяющий на основе выделения общих свойств, распределить предметы, события или явления на группы.
- Абстрагирование – так называют мысленное выделение каких-то признаков предмета, позволяющее впоследствии мыслить об этом признаке как о самостоятельном объекте. Например, наблюдая воду, воздух, стекло, можно выделить такой признак как прозрачность и сформировать о нем самостоятельное понятие.
Популярные упражнения могут тренировать технику осуществления отдельных операций или развивать несколько сразу. Так, тесты из серии «Найди недостающую фигуру» учат анализу, головоломки, в которых нужно сложить из простейших фигур более сложную – синтезу. А в распространенных логических задачах разного уровня сложности обычно требуется хороший навык последовательного применения нескольких мыслительных приемов.
Мыслительная деятельность у дошкольников
Формирование личности человека на каждом из этапов его развития осуществляется в рамках ведущей деятельности. Под этим термином подразумевается основной, характерный для определенного возраста способ взаимодействия с окружающим миром, благодаря которому формируются и перестраиваются все психические процессы, происходит постепенное взросление. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому развитие логики у детей 5 лет или младше обычно стимулируют интересными заданиями и упражнениями в игровой форме.
Прекрасные инструменты для решения поставленной задачи – конструктор и мозаика. Наряду с умением оперировать мыслительными приемами они великолепно развивают воображение и память. В дошкольном возрасте уже можно понемногу начинать учить ребят играть в шахматы. Неплохой тренировкой могут стать и более простые варианты – шашки или домино. Полезны и разнообразные настольные игры, позволяющие тренировать умственную деятельность в интересной и доступной для малышей форме.
Также обязательно предлагать упражнения для детей на логику в картинках. Это могут быть задачи на нахождение спрятанных объектов в изображении или поиск отличий между рисунками, на определение закономерностей и выбор продолжающих ряд фигур и т.д.
Обратите внимание! Поскольку в этом возрасте ребенок лучше воспринимает информацию наглядно, необходим красочный и интересный дидактический материал, позволяющий ребенку представить сконструированную ситуацию максимально ярко. Постепенно, по мере формирования словесно-логического мышления, количество демонстрационного материала может уменьшаться, однако полностью исключать наглядность из процесса обучения умственной работе не стоит.
Мыслительная деятельность у младших школьников
У учащихся начальной школы постепенно, по мере перехода из класса в класс, учебная деятельность вытесняет игровую. Однако, тренируя логику у детей 7 лет, важно сохранять в подбираемых заданиях элемент игры. В систему занятий для младших школьников включают загадки (более сложные, чем для дошколят), задания на определение смысла пословиц и поиск предметов по определенным признакам, графические лабиринты, красочные пазлы.
Для совершенствования логики у детей 8 лет, уже знающих буквы и умеющих читать, хорошо подходят усложняющиеся по мере взросления картиночно-буквенные ребусы и игры:
- «Эрудит»,
- «Наборщик»,
- «Виселица»,
- «Диагональ».
Для освоивших основные операции с числами будут хороши математические ребусы, загадки со спичками (примеры на восстановление равенства). Не стоит забывать и про популярный «Морской бой» – эта не требующая особых подручных средств игра отлично учит началам тактики и стратегии, формирует пространственное мышление.
Подбирая для ребят этого возраста задачки, картинки, игры нужно стремиться к тому, чтобы каждый мог выполнить полученные задания самостоятельно. Для этого нужно ориентироваться на способности школьников и уже сформированные навыки. Поэтому начинать работу по развитию логического мышления нужно с обязательной диагностики.
Можно использовать для этого методики:
- «Исключение понятий»,
- «Сравнение понятий»,
- «Последовательность событий» и т.п.
Методические материалы и тесты всегда можно найти в интернете, но лучше, если диагностика будет проведена специалистом, который по результатам обследования даст рекомендации, какого рода задания будут доступны и полезны тому или иному учащемуся.
Нужны ли специальные занятия?
Многие родители, часто играющие с сыном или дочкой в развивающие игры, считают такую тренировку достаточной для развития умения мыслить. Однако психологи все-таки рекомендуют записать ребенка на специальные занятия. Дело в том, что в составленных опытными специалистами программах задания для детей на логику подбираются с учетом возрастных особенностей и выстраиваются в единую обучающую систему.
Материал собирается на основе поставленных целей и структурируется таким образом, чтобы последовательно – от простого к сложному – обучать занимающихся в кружке ребят каждой из мыслительных операций. Квалифицированные педагоги и психологи знают, по каким критериям подбирать адекватный поставленным задачам и безопасный для малышей дидактический материал. Они умеют диагностировать имеющиеся у учеников навыки, чтобы адаптировать общую программу под индивидуальные особенности занимающихся в каждой конкретной группе.