Скорочтение для детей

Скорочтение для детей 1

Высокая скорость чтения при полной осмысленности текста дает ребенку ощутимое преимущество. Это и усвоение информации в большом объеме и сокращение времени на подготовку домашнего задания. Школа скорочтения помогает освоить эту уникальную методику, используя серии специальных упражнений в увлекательной форме.

Содержание

  1. Что такое скорочтение
  2. Первые шаги в развитии скорочтения
  3. Кубики Зайцева
  4. Карточки Домана
  5. Система Монтессори
  6. Вальдорфская школа
  7. Типичные ошибки
  8. Двигаться по пути усложнения
  9. Основные упражнения
  10. Расширение поля зрения
  11. Регрессия глаз
  12. Подавление артикуляции
  13. Развитие внимания
  14. Тренировка памяти
  15. Стратегия быстрого чтения

Что такое скорочтение

Этим термином называется способность быстро воспринимать печатный текст, при этом понимая и анализируя содержание. Это не автоматическое проговаривание слогов или предложений, а графическое узнавание слова целиком. Развитый навык обработки текста очень важен, поскольку с каждым днем увеличивается поток информации и нужно уметь выделить из него главное.

Методика доступна любому желающему. Есть попытки обучить ей детей 6-7 лет, но оптимальным возрастом для скорочтения считается 8-9, когда уже сформирована система логической взаимосвязи, внимание становится устойчивым и есть навык произвольного запоминания.

Существует мнение, что чем раньше познакомить ребенка с методикой, тем лучше. Но психологи придерживаются иного мнения, рекомендуя в дошкольном периоде сделать упор на развитие логического мышления и общего кругозора, постепенно увеличивая время концентрации внимания.

Первые шаги в развитии скорочтения

Сначала нужно освоить слоговое чтение. Для этого разработаны очень интересные методики, опирающиеся сразу на несколько уровней восприятия и позволяющие в игровой форме непринужденно подать информацию, закрепив ее повторением заданий в различных вариантах.

Кубики Зайцева

Одна из эффективных, популярных и простых систем обучения детей чтению с раннего возраста. Заключается в том, что даются не отдельные буквы, а слоги. При этом идет цветовой акцент на гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. Это не придется объяснять, информация усвоится интуитивно.

Кубики различаются не только по цвету, но и по весу, тактильным ощущениям, звуку. К ним прилагаются аудиозаписи, таблицы, приоритетным способом усвоения становится пропевание или ритмичное проговаривание. Цель – обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Карточки Домана

Ориентированы на детей с пораженной нервной системой, выраженной гиперактивностью, задержкой психического развития. Относятся к восстанавливающим методикам. Действие системы опирается на зрительные образы, формирование взаимосвязи между написанием слова и изображением предмета. Помогает формировать мышление блоками, не прочитывая, а воспринимая целиком.

Система Монтессори

Комплексная методика общего развития в которой освоение букв не выделяется в отдельный сегмент, а также дается в игровой форме. Внимание концентрируется на взаимосвязи речи и мелкой моторики, для чего предлагаются упражнения по штриховке, обводке, ощупывании букв с переходом к составлению слов.

Вальдорфская школа

Во главу угла ставится устное творчество. Чтение начинается гораздо позже, при сформированном обширном словарном запасе и умении грамотно строить фразы. Основной принцип обучения –  свобода и отказ от принуждения. Дети начинают осваивать скорочтение с 9 лет, по мере накопления личного опыта.

Важно: заниматься принудительно, без желания ребенка, не имеет смысла. На первом месте стоит компонент увлекательности процесса и обязательный акцент на достигнутых результатах.

Типичные ошибки

При домашних занятиях чаще всего упускаются из вида важные нюансы, позже приводящие к падению скорости чтения, трудностях в прочитывании длинных слов или непониманию принципа соединения букв в слоги.

  1. Называют букву, а не звук. Произнесение его с “лишним хвостом” затрудняет понимание слияния звуков.
  2. Собирание двух букв в слог происходит с остановкой. Это методически неверно, гораздо эффективнее протягивать согласную вместе с гласной, пропевая это сочетание.
  3. Слишком долгие занятия приводят к усталости и потере интереса к процессу. Развитие скорочтения для детей 6-9 лет будет идти быстрее, если разбить время на небольшие блоки, чередуя задания на внимание, запоминание и артикуляцию, регулярно возвращаясь к пройденному.
  4. Формирование негативного настроя приведет к отказу от занятий. Ребенок должен постоянно испытывать радость от постижения нового, интерес от решения предложенной задачи и удовлетворение от успешно выполненной работы.

Эти недостатки появляются при домашнем обучении. В школе скорочтения, под чутким руководством опытного наставника освоение новых приемов превращается в увлекательную игру, где присутствует доля соревновательности и дух единства.

Двигаться по пути усложнения

Основной принцип на курсах скорочтения – от простого к сложному.

Следует учесть: тренировка базируется на умении узнавать слово целиком, не деля его на слоги. При этом идет графическое распознавание.

Чем больше у детей этих блоков, тем выше скорость восприятия текста. Накопление опыта идет в 2 направлениях: короткие слова и отдельные, часто встречающиеся звукосочетания. Постепенно трехбуквенные блоки заменяются на более сложные, предложения составляются из уже известных слов, что формирует привычку мыслить фразами.

Очень важен индивидуальный подход. Нельзя подгонять, иначе получится обратный эффект в виде временного ступора и закрепления негативных эмоций. Эффективнее подстроиться к темпу работы и постепенно увеличивать его без перехода на предельные усилия. Полезно иногда возвращаться к пройденному, давая заведомо более простые задания, что увеличит веру в успех и повысит интерес к процессу.

Основные упражнения

Игровой элемент важен, но обойтись совсем без усилий при освоении техники скорочтения у детей 6-9 лет не получится. Уделяется внимание устранению непроизвольной артикуляции при чтении, привычки возвращаться в начало текста, расширению угла зрения.

Расширение поля зрения

Динамическое чтение невозможно без охвата больших кусков текста. Требуется перейти от слогов к фразам и абзацам. Устранить привычку цепляться глазами за строчку помогут таблицы Шульте. Они состоят из цифр, букв или изображений нескольких предметов. Чтобы найти подобия, нужно посмотреть слега расфокусированным зрением. Получается не сразу, требуется тренировка, но результаты появляются быстро.

Регрессия глаз

Посещая школу скорочтения, дети быстро перестают возвращаться к уже прочитанному. Можно использовать указку или читать, закрывая прочитанное линейкой, закладкой, листом бумаги. Постепенно формируется привычка смотреть на дальнейшие фразы.

Подавление артикуляции

Просьбу “читать про себя” многие дошкольники и первоклассники воспринимают, как призыв проговаривать прочитанное шепотом. Движение губ мешает процессу усвоения материала. Приемы для преодоления этой привычки:

  • работа с текстом под инструментальную музыку;
  • жужжание или бормотание заданной фразы параллельно с чтением;
  • фиксация губ в одном положении при помощи зажатого в них карандаша;
  • постукивание пальцами в определенном ритме.
Развитие внимания

Цель – быстро находить знакомые слова и проскальзывать по ним взглядом, воспринимая фразу целиком. Отличным способом для достижения цели становятся загадки, шарады, составление нескольких коротких слов из одного длинного, поиск отличий, вопросы с подвохом. Концентрирует внимание фрагмент текста, набранный разным шрифтом или цветом.

Тренировка памяти

Без нее не обойтись. Для этой цели подойдут:

  • визуальный диктант, где нужно записать предложение по памяти, посмотрев на него 10 секунд;
  • восстановить пропуски в словах;
  • воспроизвести логическую цепочку.

На курсах скорочтения вырабатываются и свои, авторские методики, педагогические находки.

Стратегия быстрого чтения

Для каждого обучающегося нужно подбирать оптимальный вариант, основываясь на его индивидуальных особенностях. Чаще всего используют:

  • принудительное ускорение, когда работа ведется в парах, начиная с отслеживания глазами текста, прочитанного другим;
  • фиксация, при которой предложение делится на примерно равные части и читается под метроном;
  • скольжение с акцентом на выделенных словах, расположенных по диагонали или стоящих в предложении первыми.

Внимание: для дошкольников, учащихся 1-4 классов задания подбираются с учетом возраста, навыков, скорости восприятия. Группы формируются из примерно равных по способностям участников, чтобы развитие шло в едином темпе. Занятия в школе по скорочтению повысят успеваемость, самооценку и укрепят веру в свои силы, откроют для детей удивительный мир книг.