Типичные ошибки
При домашних занятиях чаще всего упускаются из вида важные нюансы, позже приводящие к падению скорости чтения, трудностях в прочитывании длинных слов или непониманию принципа соединения букв в слоги.
- Называют букву, а не звук. Произнесение его с «лишним хвостом» затрудняет понимание слияния звуков.
- Собирание двух букв в слог происходит с остановкой. Это методически неверно, гораздо эффективнее протягивать согласную вместе с гласной, пропевая это сочетание.
- Слишком долгие занятия приводят к усталости и потере интереса к процессу. Развитие скорочтения для детей 6-9 лет будет идти быстрее, если разбить время на небольшие блоки, чередуя задания на внимание, запоминание и артикуляцию, регулярно возвращаясь к пройденному.
- Формирование негативного настроя приведет к отказу от занятий. Ребенок должен постоянно испытывать радость от постижения нового, интерес от решения предложенной задачи и удовлетворение от успешно выполненной работы.
Эти недостатки появляются при домашнем обучении. В школе скорочтения, под чутким руководством опытного наставника освоение новых приемов превращается в увлекательную игру, где присутствует доля соревновательности и дух единства.
Двигаться по пути усложнения
Основной принцип на курсах скорочтения — от простого к сложному.
Следует учесть: тренировка базируется на умении узнавать слово целиком, не деля его на слоги. При этом идет графическое распознавание.
Чем больше у детей этих блоков, тем выше скорость восприятия текста. Накопление опыта идет в 2 направлениях: короткие слова и отдельные, часто встречающиеся звукосочетания. Постепенно трехбуквенные блоки заменяются на более сложные, предложения составляются из уже известных слов, что формирует привычку мыслить фразами.
Очень важен индивидуальный подход. Нельзя подгонять, иначе получится обратный эффект в виде временного ступора и закрепления негативных эмоций. Эффективнее подстроиться к темпу работы и постепенно увеличивать его без перехода на предельные усилия. Полезно иногда возвращаться к пройденному, давая заведомо более простые задания, что увеличит веру в успех и повысит интерес к процессу.
Основные упражнения
Игровой элемент важен, но обойтись совсем без усилий при освоении техники скорочтения у детей 6-9 лет не получится. Уделяется внимание устранению непроизвольной артикуляции при чтении, привычки возвращаться в начало текста, расширению угла зрения.
Расширение поля зрения
Динамическое чтение невозможно без охвата больших кусков текста. Требуется перейти от слогов к фразам и абзацам. Устранить привычку цепляться глазами за строчку помогут таблицы Шульте. Они состоят из цифр, букв или изображений нескольких предметов. Чтобы найти подобия, нужно посмотреть слега расфокусированным зрением. Получается не сразу, требуется тренировка, но результаты появляются быстро.
Регрессия глаз
Посещая школу скорочтения, дети быстро перестают возвращаться к уже прочитанному. Можно использовать указку или читать, закрывая прочитанное линейкой, закладкой, листом бумаги. Постепенно формируется привычка смотреть на дальнейшие фразы.
Подавление артикуляции