Особенности самостоятельной дошкольной подготовки ребенка

Тщательно спланированное дошкольное образование создает прочную основу для благополучного обучения малыша в школе. Наряду с основными предметами (арифметика, письмо, чтение), следует привить базовые речевые и социальные навыки. Ведь чем больше вложишь в ребенка на этапе дошкольной подготовки, тем свободнее малыш будет чувствовать себя в школе.

Содержание

  1. Основные требования к ребенку при поступлении в школу
  2. Действенные рекомендации родителям по самостоятельной дошкольной подготовке в домашних условиях
  3. Математическая подготовка
  4. Уроки письма
  5. Занятия чтением
  6. Творческая подготовка
  7. Советы по дошкольной подготовке в психологическом плане
  8. Практические рекомендации

Ребенок с поверхностной дошкольной подготовкой будет не с лучшей стороны выделяться на фоне преуспевших друзей, что может негативно сказаться на психологическом состоянии ученика.

Посещение детского сада или клуба раннего развития поможет быстрее привыкнуть к школьной жизни. Однако разумная подготовка в домашних условиях со стороны родителей не менее важна.

Основные требования к ребенку при поступлении в школу

Перед прохождением вступительного тестирования каждому родителю будет полезно проверить, насколько его ребенок соответствует школьным требованиям. Вот базовые навыки, которыми малыш должен владеть в обязательном порядке:

  • уметь рассказать основную информацию о себе и своей семье, о своем хобби;
  • различать гласные и согласные звуки, знать печатные буквы, читать короткие тексты;
  • разбираться во временах года, сутках, днях недели, названиях месяцев;
  • освоить элементарные арифметические операции: сложение и вычитание;
  • ориентироваться в простейших геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
  • заучивать небольшой текст и повторно излагать его;
  • из предметного ряда исключать лишний и обосновать свой выбор;
  • элементарно обслуживать себя: надевать и снимать одежду и обувь, держать в порядке рабочий стол;
  • владеть основами социальных навыков, проявлять терпимость и уважение к другим людям, быть вежливым;
  • знать базовые цвета и их оттенки;
  • описывать несложные изображения;
  • распознавать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • понимать, когда ему задают вопрос, адекватно отвечать на него;
  • знать счет до 20 в прямом и обратном порядке;
  • иметь представление о частях тела, показывать их на картинках и изображать самому;
  • уметь вести себя в коллективе, не вступать в ссоры;
  • не обижать других детей, уважительно обращаться к учителям;
  • соблюдать тишину во время занятий.

Действенные рекомендации родителям по самостоятельной дошкольной подготовке в домашних условиях

  • Превратить обучение в веселую игру, вызвать тягу к новым знаниям. В процессе не ругать, проявлять терпимость, иначе можно получить обратный эффект – полное отвращение к учебе.
  • Каждое занятие должно проходить не больше 15 минут, на «перемене» поиграйте, сделайте пальчиковую гимнастику.
  • Комбинируйте разные типы занятий, чтобы не вызвать перенапряжения.
  • Проводите занятия по восходящей от простых к сложным, это поможет лучше запоминать информацию.
  • В учебном процессе применяйте красочные учебники с большим количеством картинок.

Математическая подготовка:

  • знакомиться с основами счета лучше на известных предметах обихода: карандашах, игрушках, предметах одежды; далее используйте особые счетные палочки и карты;
  • попробуйте изучать цифры в парах, чаще повторяйте их, это облегчит знакомство с арифметикой;
  • геометрические фигуры также можно запоминать в игровом формате, используя для этого знакомые малышу предметы, а после переходите к основам их рисования;
  • особенно полезным будет комбинирование разных арифметических приемов между собой.

Уроки письма:

  • научите правильно держать ручку и карандаш;
  • полезным для тренировки рук будет вырезание с использованием безопасных ножниц;
  • развивайте мелкую моторику, давайте играть со знакомыми мелкими предметами различной формы;
  • изучение прописных букв начинайте только после того, как ребенок твердо усвоил печатные;
  • подберите удобную ручку и тетрадь, учите писать, не выходя за поля;
  • делайте вместе с учеником пальчиковую гимнастику, она совмещает в себе игру и пользу.

Занятия чтением:

Творческая подготовка:

  • рисуйте вместе карандашами, маркерами, кисточками, учите правильно держать эти предметы;
  • комбинируйте творческие занятия с повторением пройденных уроков по арифметике;
  • предлагайте малышу раскраски с большими рисунками, учите разукрашивать, не выходя за пределы изображений;
  • делайте аппликации из чисел и алфавита, это поможет лучше закрепить изученный материал.

Советы по дошкольной подготовке в психологическом плане

По некоторым причинам родители отдают ребенка в школу уже с 6 лет. Чтобы понять, готов ли он к этому в столь раннем возрасте, специалисты советуют проверить соответствие следующим требованиям:

  • малыш сознательно стремиться к знаниям, искренне хочет ходить в школу;
  • ребенок может сопоставлять предметы, анализировать информацию и излагать свои мысли;
  • способность концентрироваться на занятии, корректно себя вести;
  • самостоятельно преодолевать сложности, возникающие в процессе учебы, если не получается – не стесняться попросить о помощи;
  • четко осознавать, для чего он ходит в школу, быть ответственным.

Практические рекомендации для создания психологической устойчивости перед поступлением в школу:

  • как можно больше времени проводить вместе с малышом, разговаривать с ним, обсуждать разные вопросы;
  • склонять ребенка к осознанному анализу предметов или явлений;
  • поиграть вместе «в школу», меняться ролями, разыгрывая различные возможные сценки из школьной жизни;
  • помогайте справляться со сложными ситуациями, научите завершать начатое, не делайте задание вместо него;
  • развивайте в малыше самостоятельность с ранних лет в бытовом и эмоциональном плане, с пониманием и поддержкой относитесь к неудачам;
  • не подшучивайте в присутствии других людей, это может стать причиной многих психологических проблем;
  • научите вести себя в коллективе, чаще отводите на игровую площадку, приглашайте других ребят к себе домой;
  • выработайте у ребенка четкое понимание того, для чего нужно ходить в школу, вызовите живой интерес к учению;
  • объясните правила поведения на уроке, учите в корректной форме просить о помощи и уточнять непонятную информацию;
  • скорректируйте излишнюю эмоциональность малыша, объясните, как выходить правильно из сложных ситуаций и наладить контакт с одноклассниками;
  • проявите личную заинтересованность и участие в процессе подготовки будущего ученика, отнеситесь к занятиям со всей душой и энтузиазмом, и ваши труды будут вознаграждены сполна.